Искусство неотделимо от процессов, происходящих в обществе. В наше время все настолько перемешалось, что трудно дать оценку творению, всколыхнувшему общество: что это – событие в мире высокого искусства или китч?
В современном европейском искусстве все чаще в ход идет тяжелая артиллерия эффективного арт-маркетинга: когда ярко и, вроде бы, понятно, когда экстравагантно и эпатажно, когда форма преобладает над содержанием, и даже может продаваться на Сотбис, ну очень дорого… И даже Версальский дворец стали использовать как выставочное пространство. Богатые интерьеры, в принципе, настолько самодостаточны, что, кажется, добавить сюда еще что-то просто невозможно. И именно поэтому его используют как фон, чтобы подчеркнуть дерзость, эксперементальность и свободомыслие. Дворец стал излюбленным местом для провокационных художественных инсталляций.
Вот и инсталляциz португальской художницы Джоаны Васконселос (Joana Vasconcelos) возникла на идее, что дворец Версаль воплощает в себе эстетический идеал современности. Прогуливаясь по комнатам дворца и аллеям сада, ей захотелось размыть грань между реальностью и мечтами, обыденностью и магией, праздником и трагичностью. Думая о мифологии Версаля и роли живших здесь женщин в истории Франции, сравнивая их с собой – простой португальской женщиной, родившейся во Франции, а сегодня проживающей в Лиссабоне, -Джоана решила совместить в одном проекте несовместимые вещи, создать диалог прошлого и будущего – своего рода мост, соединяющий эпохи.
Про свои работы художница рассуждает очень замысловато. С одной стороны, она утверждает, что ее творчество основано на контекстуализации и подрыве традиционных понятий. С другой стороны – о том, что в моменты кризиса люди всегда начинают задуматься о своих корнях и о своем долге перед будущими поколениями.
Этот тезис о времени Джоана представила на своей выставке “Машина времени”, где представила “до боли” знакомые объекты в новом, глобальном контексте.В нашем сознании фраза “вязание крючком” ассоциируется с бабушкиными салфетками на телевизоре. В последние годы спрос на вязаные вещи практически сошел на нет. Васконселос же надеется, что ее работы вдохновят людей уберечь этот вид искусства от забвения.
Васконселос родилась в Париже в 1971 году в семье выходцев из Португалии, но живет и работает в Лиссабоне. Участвовать в выставках начала с 23-х лет. Имеет большое количество наград и грантов.
Джоана Васконселос гордится своим чувством юмора, прекрасно сознавая, что юмор на самом деле – серьезная вещь. Иногда просто непонятно, шутит художница, или делает это всерьез.
В работе Eriko Inazaki нет ярких красок и захватывающего экшена, движения мастера неторопливы и пластичны, поражает ювелирная тщательность ее работы.
Ни китча ни смехоты тут не вижу. Очень красиво и изящно.