Сначала видишь старые ржавые предметы, а потом внимание переключается на вышивку по металлу. .. крестиком!
Художница Северия Инсираускайте — Криауневисиене (Severija Incirauskaite — Kriauneviciene) из Вильнюса нашла точки пересечения между деревенской и городской культурой. Она неожиданным образом соединила между собой мягкость хлопчатобумажной нити и грубость металлических поверхностей, красоту и уродство, искусство и национальную культуру, создав новые скульптурные формы.
Впервые о художнице заговорили в 2007 году, когда она представила публике расшитые фрагменты разбитых в автокатастрофах машин. В тот год Литва попала в число лидеров по числу погибших на дорогах. Этот факт просто поразил Северию как начинающего водителя и она создала инсталляцию «Путь усеян розами”, вложив в название не романтический, а скорбный смысл.
Следующая по значимости работой была “Осенняя коллекция”. В 2008 году Литва вступила в Евросоюз, вокруг звучали дискуссии о литовской идентичности, открывались “псевдо-этнические” рестораны по принципу “укрась интерьер сельской утварью и продавай пельмени”, появился вал “этнического китча”. Художница вставила свои ироничные 5 копеек в “этнический китч”, взяв за основу “литовские” ржавые лейки, бездонные ведра, терки. Выбор ржавых предметов был связан с тем, что коррозия металлов в Литве происходит очень быстро из-за климатических особенностей страны и постоянных дождей.
В последние годы в творчестве Северии важна не идея, а сам предмет. Включив воображение, художница начинает придумывать его возможную историю. Так появились вышитые окурки под названием “After Party”. … и завтрак с яичницей, под названием “Утро на троих”.
Из старых кранов и перевернутых ведер она создает новые объекты – торшеры. Здесь тоже существует контраст: торшер, как правило, предмет роскошного интерьера, но создается он из ветхих, вышедших из употребления предметов. Интересно, что объекты, украшенные цветами ,являются наиболее коммерчески успешными.
Она умеет рисовать, но использует схемы вышивок из женских журналов целенаправленно, как цитату массовой культуры. Ей нравятся простые формы, на которых легко сверлить отверстия для вышивки. Хлопковые нити тщательно подбираются по тональности, чтобы подчеркнуть элитарность объекта.
Изобретение “вышивки по металлу” можно связать с ее родителями, художниками и профессорами Вильнюсской академии художеств. Ее отец работает с металлом: скульптуры, медали, рельефы, а мать – с текстилем.
С детства, наблюдая за работой отца, она поняла, что с металлом работать нетрудно, если есть знания и опыт. Сама же Северия начала работать с металлом в 2004 году, после того, как закончила магистратуру и аспирантуру Вильнюсской академии художеств, по специальности текстиль.
Изучив возможности и особенности тканей, она поняла, что ее раздражают мягкость, постоянные складки и неустойчивость формы материала и что ее привлекает трехмерная форма (не плоскостность) и что в текстильной промышленности, трудно создать трехмерную форму.
Она часто балансирует между искусством и дизайном. Ее работы стали своеобразной «перестройкой» в качестве привычного функционального дизайна. Так, по сути Северия предложила женщинам новый вариант “тюнинга” автомобиля. Это кардинально отличается от широко распространенного, часто агрессивного мужского тюнинга машин.
Она работает с малыми и большими формами. Так, у нее был проект, когда Северия вышила стены большими стежками. В тоже время она никогда не вышивает одежду, считая, что ее вышивка не украшение, а искусство. Она считает искусство элитарным, ей нравится творить для простых людей, а не говорить с ними об искусстве.
Иногда просто поражаешься, какие метаморфозы происходят в современном творчестве. Женщины берут в руки дрель и паяльник, а мужчины рисуют изысканные, утонченные букеты цветов. Сказочные букеты Сергея Панина представлены ЗДЕСЬ!