Для человека с другим цветом кожи кениец Кэбиру (Cyrus Kabiru) мастерит необычные солнцезащитные очки. Для людей, разбирающихся в искусстве, он творит в стиле африканский стимпанк. А, по сути, молодой человек продолжает традиции своего народа – он делает маски. Сам Кирус Кэбиру называет свои очки словом из языка народа суахили – ‘Babayao’, что означает “отец” или “источник”.
Однажды в детстве кениец Кирус Кэбиру (Cyrus Kabiru) услышал слова отца «успешный человек должен иметь собственные темные очки». У европейца эта фраза вызывает улыбку, а для африканца за этими словами стоит история целого континента!
Лицо – это отражение нашего «я». Именно по лицу можно понять эмоциональное состояние человека, его чувства, характер, и даже его социальную принадлежность. Африканцы верили, что если духи не видят лица, то и не могут причинить вред, а маска – лучший способ скрыть лицо. К тому же во многих племенах маски являлись не только магическими тотемными предметами, но и неизменными атрибутами власти.
Для изготовления маски всегда использовался любой подручный материал: кожа, металл, ткань, палочки, солома, перья и кости. Маски изображали животных, лица людей и различных мифологических и даже фантастических существ. Человек, который надевал ритуальную маску, преображался в то существо, которое она изображала.
К сожалению, вторжение колонистов, их вмешательство в африканскую культуру, появление границ и иммиграция населения, постепенно привели к исчезновению многих тысячелетних традиций и ритуалов. Все чаще маски используются как артефакт для привлечения туристов.
Кирус Кэбиру родился не в бедной семье, но его отец имел собственное представление о воспитании детей. Он считал, что ребенка надо научить ловить рыбу, а не просто кормить рыбой. Мальчик рано понял, что в жизни нельзя получить что-то просто так, бесплатно.
На просьбу сына о покупке очков отец ответил“… хочешь очки, сделай свои собственные”. В другой раз он пообещал сыну велосипед за хорошую учебу, но от этого сын лучше учиться не стал. В результате отец принес домой велосипедную раму без колес, руля и велосипедного сидения. Сын и этому был рал. Теперь все свое время он возился с велосипедом. Месяц ушел только на то, чтобы смастерить колеса. По внутреннему ощущению Кирус делал Феррари. Отец подсмеивался над сыном, что только подзадоривало мальчика быть еще усерднее.
Кирус всегда отличался от других детей тем, что постоянно мастерил игрушки, которые потом обменивал на вещи или домашние задания. Это увлечение помогло ему не стать наркоманом или преступником. Он не считал свою работу искусством и не собирался продавать свои поделки. Мальчик даже прятался от своего первого покупателя – родного дяди, уверенный, что сделал постыдную вещь. Между тем дядя тоже избегал племянника, считая, что заплатил слишком мало. Кстати, он все таки доплатил мальчику немного денег за “произведение искусства”.
После школы, Кирус Кэбиру не стал продолжать учебу, а полностью углубился в работу. Сегодня Кирусу Кэбиру чуть больше двадцати лет. Его приняла община “Kuona Trust” – небольшая, но довольно известная, деревенька около Найроби – “инкубатор” молодых кенийских художников и скульпторов. Он продолжает мастерить стимпансковски очки и велосипеды. Только в его случае подручным материалом становится настоящий мусор, который он находит на улицах Найроби.
Андрей Дроздов (Andrey Drozdov) открыл новую грань в направлении стимпанк — “гламурный стимпанк”. Каждое его творение из последней коллекции настолько роскошно, великолепно, безупречно и чарующе очаровательно, что по своей грациозности достойно выхода на лучшие подиумы мира!