В переводе Ильхам – “вдохновение», а фамилия Мирзоев произошла от азербайджанского слова “мирзя” – “писарь”. Возможно, именно это сочетание слов стало судьбоносным в биографии азербайджанского мальчика, родившегося в 1965 году в далеком приграничном городе Нахичивань на границе с Турцией.
Ильхам родился в гостеприимной семье партийных работников – людей далеких от искусства и мечтавших, что когда их сын вырастет, то обязательно станет чиновником или прокурором. Но Ильхам пошел своей дорогой. В детстве он увлекся музыкой. Одаренного мальчика даже сразу перевели из первого в третий класс музыкальной школы, но музыка, волейбол и модное в 70-80-х годах дзюдо постепенно были вытеснены рисованием.
Ильхам очень ярко запомнил эпизод своей жизни, когда в 6 классе дома он нарисовал свой автопортрет, а пришедшая с работы мама дала ему подзатыльник и отругала, что вместо уроков он занимается всякой ерундой. Но тяга к рисованию была настолько сильной, что через год отец Ильхама разыскал местного художника Шамиля Мустафаева и попросил позаниматься с мальчиком индивидуально. Шамиль подготовил Ильхама к поступлению в Государственное художественное училище им. Азима Азимзаде в Баку. На тот момент Ильхаму было всего 15.
Окончив училище, Ильхам сразу был призван в армию. Он служил 2 года в войсках ПВО в Баку, где его талант не остался незамеченным, и юноша честно отслужил весь срок в должности художника военной части. После армии Ильхам много работал, ездил по стране, но всегда возвращался в родной Нахичевань. В 1991 году он стал Членом Союза художников СССР. Но все изменилось после распада союза. В те тяжелые для творческих людей годы многие художники, скульпторы, артисты вынуждены были заняться бизнесом. В душе Ильхаму хотелось писать картины, а в жизни пришлось долгих 13 лет заниматься бизнесом. Пока однажды председатель Азербайджанской диаспоры Нахичивани Назим Ибрагимов не спросил, сколько времени он еще будет заниматься не свои делом. И Ильхам рискнул.
Художник любит поговорку “нельзя каждый день есть борщ”. Она соответствует его пониманию творческих процессов. Да, надо много работать, но иногда необходимо на какое-то время отойти от творчества, чтобы оно не перешло в ремесло. После вынужденного или запланированного перерыва работается особенно мощно. После вынужденного длительного отречения художник работает просто “взахлеб”.
Он много выставляется в Азербайджане и за рубежом, активно сотрудничает с известными галереями «Арт Монако», «Арт Базель». и «Арт Майями». Его картины есть в частных коллекциях одного из акционеров аукциона Сотбис в Монако и президента Азербайджана. И это неудивительно! В искрящихся, фантастических картинах столько цвета, яркого южного света, неги и цветовой энергии, что просто “купаешься” в этих красках…
Может, потому что нам, на самом-то деле, в жизни просто не хватает цвета. Мирзоев практически не работает кистями, любимый инструмент – мастихин, который, дополняя его темперамент и взрывной характер, позволяет создавать бьющее фонтаном красочное безумие. Ему нравится работать с размахом, создавая масштабные полотна, а еще больше – писать сериями.
Философ в душе, он дает своим творениям философские названия: «Восстановление баланса», «Точка зрения», «Чудо», «Цивилизация», «Рай матерей», «Волнение», «Генетика во всем», «Пластика красоты»…
Каждая картина – это большой труд. Художник пропускает идею, вызвавшую интерес, через свою душу. Стоя перед чистым холстом, он знает, что будет писать, но, в процессе работы ,в какой-то момент перед ним открывается совсем другой мир, который может разительно отличаться от изначальной идеи.
Сегодня Ильхам живет и пишет свои фантастические картины в Баку. Он немного грустит, что жизнь так быстро проходит. Ему больше нравится ходить пешком, а не ездить на машине. А особенно – смотреть на людей и искать яркие образы и ассоциации. Художник любит женщин, старается понять, как женщина чувствует и ощущает мир вокруг себя.
Он любит много света в помещении и белые стены, на фоне которых его картины сверкают и искрятся яркими красками. Ильхам считает, что с людьми надо больше общаться, но с другой стороны – очень ценит время одиночества, ему никогда не бывает скучно с самим собой. Он говорит, что мудрый человек от умного отличается тем, что не совершает ошибок, в то время как умный совершает и потом исправляет их. На вопрос, к «мудрым» или «умным» он себя относит, художник весело отвечает: “Я – художник!”
В работах американской художницы Александры Пакулы (Alexandra Pacula) поражает невероятный калейдоскоп красок и вихрь жизни, которым пронизана ночная жизнь мегаполисов. Драйв города, который не спит никогда – это основная тема творчества художницы, поэтому совершенно неудивительно, что живет она в Нью-Йорке.
У меня есть картина Ильхама: у озера в лесу маленький домик, а внизу подпись.
Вам, Мари, очень повезло! Ильхам великолепный художник!