Наверное, в нашей стране не найдется ни одного человека, не знающего фразу “конь в пальто”. Этот образ увековечен и в металле, и в фильмах, и в мультиках. Неожиданным образом эта тема прозвучала и в творчестве нью-йоркского художника Шона Ландерса (Sean Landers).
За более чем 20-летнюю творческую карьеру Шон получил в свой адрес множество эпитетов: плохой мальчик, шутник, самовлюбленный, игривый, незрелый.
Хотя возможно, его творчество было просто неправильно истолковано. На самом деле все, что делает художник, имеет определенное концептуальное содержание и глубокий философский смысл.
Нельзя сказать, что художник совершенно лишен иронии. Особенно это хорошо видно по его работам, показанных публике на выставке “Северо-американские млекопитающие”.
Для этой выставки художник подготовил три группы картин, переплетенных между собой паутиной смысла. Но мы рассмотрим только одну – “Tartan animals”, где изображены животные в традиционную шотландскую клетку – тартан.
Расцветка и рисунок тартана всегда имели символическое значение. Они показывали принадлежность человека к определенному клану или местности. На картинах животные изображены в спокойных позах, в своей естественной среде обитания. Но банальность ситуации меняется благодаря Шону: каждое животное получило пальто из меха.
Таким образом, Шон Ландерс создал символы. С одной стороны, животные в пальто из клетчатой шерсти получили защиту от внешних недружелюбных условий проживания. С другой стороны, через преднамеренное обращение к моде, через цвет тартана, художник смог проявить характер и повадки каждого животного.
Так, синий клетчатый медведь стоит посреди леса, причем на дереве слева выцарапана надпись: “Кто-то думал о том, что…”, а с другой стороны: “А кто-то поверил.” Эти слова Ландерса определил как центральный вопрос своего творчества.
Художник смог проявить внутренний мир и характерные особенности каждого животного: “искренний и эмпатичный” медведь , “самовлюбленный” ягуар, “гламурная” лань, “хозяин жизни” волк,… Через юмор, несерьезность и снятие пафоса Ландерс размывает границы между фактом и вымыслом, реальностью и фантазией, искренностью и ложью.
Художник родился в Спрингфилде в 1962 году. Рисовать начал благодаря матери и бабушке. Он получил степень бакалавра изобразительных искусств по направлению скульптуры в Колледже искусств Филадельфии в 1984 году и магистерскую степень в Йельской школе искусств в 1986.
Картины Гиви Сипрошвили (Givi Siproshvili) можно назвать светописью, они просто излучают свет и доброту.