В 1964 году Эке Аксельссон (Еke Axelsson) , журналист шведского таблоида “Göteborgs-Tidningen”, решил проверить, смогут ли именитые критики отличить картины авангардистского искусства от мазни обезьяны.
Так, на художественной выставке в Гетеборге, среди работ художников Англии, Дании, Австрии, Италии и Швеции, появились 4 картины неизвестного французского художника-авангардиста Пьера Брассо (Pierre Brassau). Работы Пьера привлекли всеобщее внимание. На открытии выставки искусствоведы, журналисты и студенты, вальяжно потягивая вино из бокалов, рассуждали о таланте неизвестного художника.
Даже авторитетный обозреватель Рольф Анденберг (Rolf Anderberg) в утреннем выпуске “Göteborgs-Posten” отметил, но на общем фоне “тяжелых” работ, картины Пьера Брассо отличались четкими и сильными мазками, “выступающими с деликатностью балерины”. В общем хоре восхищения был только один критик, который заявил: “Даже обезьяна могла бы это изобразить!”.
“Пьер Брассо” на самом деле оказался четырехлетним шимпанзе по имени Питер, родом из местного зоопарка. Axelsson договорился с молодым смотрителем за обезьянами и начал подсовывать шимпанзе кисти и краски. Сначала Питер предпочитал краски есть. Особенно пришлась ему по вкусу кобальтовая синь. В конце концов он понял, что от него ждут и начал мазать холсты. Из-за его вкусовых предпочтений, кобальтовая синь чаще всего присутствует в его работах. Когда картин стало достаточно много, Акселссон выбрал четыре “лучшие” и договорился представить их на художественном шоу в галерее Christina.
Самое интересное, что когда обман был раскрыт, Рольф Андерберг (критик, который официально похвалил “художника”), продолжал настаивать, что работы Пьера “остаются лучшей живописью на выставке”. Одна из работ Брассо была приобретена частным коллекционером за 90$ (приблизительно 600$ в пересчете на потребительские цены 2008 года).
Кстати!!!)