Мифология многих стран Азии и Африки основана на понятии о переселении душ. Так, на юге Африки слон – новое воплощение души убитого Бога. Для жителей же европейской цивилизации слон – это просто экзотическое животное, а для кого-то и желанный охотничий трофей.
Южноафриканский художник Андрис Бота (Andries Botha) в 2006 году решил привлечь внимание общественности к проблеме Слонов. Он создал живописную скульптурную группу мигрирующих животных, идущих вдоль береговых линий в Beligium. Материалом для создания скульптур слонов в натуральную величину послужили кусочки дерева, выброшенные океаном на побережье. Деревянные слоны вызвали большой резонанс в мире.
Свое беспокойство о проблеме охраны окружающей среды, проблеме сосуществования и нетерпимости Андрис Бота решил визуализировать через символ Африки – слона. Художник считает, что именно “очарование” этих гигантов соответствует роли экологических послов. Ведь миграция слонов, так же как и миграция людей, нередко связана с борьбой за территорию проживания. А главное, сами люди все чаще вторгаются на территории, исконно принадлежащие животным…
Муниципалитет города Дурбан заказал Андрису Бота создать скульптуры слонов из камней и металла, чтобы установить их к Чемпионату мира по футболу 2010 года на территории города. Но работы были остановлены по политическим мотивам. Власти города в количестве животных увидели намек на оппозиционную партию, на эмблеме которой тоже изображены слоны. Только после нескольких судов художник получил разрешение завершить работу, но к тому моменту скульптуры были разрушены ворами металлолома. В результате, Андрису Бота пришлось сначала восстановить трех слонов, а затем добавить еще одного в центре композиции. Теперь скульптуры являются важной достопримечательностью Дурбана.
Еще одну группу из 17-ти слонов из отработанных шин скульптор создал для конгресса WILD9 в Мериде (Юкатан, Мексика). Один из этих гигантов был установлен также недалеко от исторического Музея в Гааге.
Об Андрисе Боте теперь говорят как о скульпторе – специалисте по слонам, но интересы художника выходят далеко за эту тему. Он хочет донести до людей, что, как слоны при миграции не знают границ, так и искусство не ограничивается политической картой мира. Настоящее искусство – вне политики, но оно за сохранение и защиту окружающей нас среды…
Американец Джеффро Уитто (Jeffro Uitto) создает свои скульптуры из выгоревших на солнце и отшлифованных тихоокеанской водой и ветром фрагментов деревьев.