Энди Голдсворти (Andy Goldsworthy) – экстраординарный британский художник, яркий представитель направления land-art. Большая часть его инсталляций существует непродолжительное время, потому что он создает их на открытом воздухе. Каждая работа имеет свой жизненный цикл: время, когда она создается; время, когда инсталляция уже выполнена; время, когда она начинает разрушаться. Всё это – неотъемлемые части цикличности в природе.
Прежде, чем шедевры исчезнут под влиянием природных явлений, Голдсворти фиксирует их красоту на превосходных цветных фотографиях. В его творчестве фотоаппарат играет решающую роль. Фотография фиксирует момент наивысшего творческого пика.
Своими работами Энди пытается передать свое ощущение единения с природой и свое понимание ее вечности. Когда он работает с листьями или ветками, то рассматривает их не как самостоятельный материал, а как элементы природных жизненных процессов. Он понимает, что, когда он оставит свою инсталляцию и уйдет, эти процессы будут продолжаться.
Энди Голдсворти родился в Англии, в графстве Чешир в 1956 году и вырос в городе Йоркшир. Начиная с 13 лет работал на ферме. Позже он провел параллель между монотонным сельскохозяйственным трудом и рутинным процессом создания скульптуры. В одном из интервью он отметил, что многие его работы, как сбор картофеля: главное – войти в ритм.
Голдсворти изучал дизайн и изобразительное искусство в Брэдфордском колледже искусств с 1974 по 1975 и еще 3 года в Политехническом Университете в Престоне.
Будучи студентом, он принял участие в подготовке инсталляции известного представителя «лэнд-арта» Ричарда Лонга – событие, ставшее судьбоносным для Энди. Презентация Лонга представляла из себя инсталляцию на природе, повторяющую форму Земли, где деревья, вода или другие природные элементы были выполнены из природных материалов.
Голдсворти настолько проникся и вдохновился этим видом искусства, что решил посвятить ему всю свою жизнь. После окончания колледжа Энди много раз менял места жительства, но интересна закономерность: с каждым переездом он постепенно смещался на север.
Ему нравится работать только руками, используя природные подручные средства – острые камни, перья, шипы. Однако, для построения постоянных скульптур, выставленных в интерьерах, он иногда использует специальное оборудование. Ему нравится работать с тем материалом, который каждый день подсказывает природа: если идет снег – он работает со снегом, если осенний листопад – с листьями; после ураганного ветра – с сорванными ветками и прутьями.
В случае Голдсворти трудно сказать, где заканчивается природа, а где начинается творчество.
В творчестве шотландца Дитмара Вурволда (Dietmar Voorwold) наступило время “собирать камни”…