В 2012 году в Лондоне состоялись очередные Олимпийские Игры, которые вдохновили немецкого художника Йенс Ульрих (Jens Ullrich) создать серию коллажей на спортивную тематику под названием “Flieger” – “Пилоты”. В результате появились около тридцати коллажей весьма внушительных размеров – около 1 × 1,5 м, которые невероятным образом переплели в себе прошлое и настоящее.
При беглом взгляде на эти минималистичные коллажи ничего особенного в них не замечаешь. Но это лишь на первый взгляд. С одной стороны Йенс использовал динамичные кадры из спортивной хроники Олимпиады 2012 года, печатавшиеся в газетах и журналах.
С другой стороны он использовал свои фотографии, на которых в необычных ракурсах запечатлены скульптуры с Олимпийского стадиона в Берлине. Этот стадион был построен в 1936 году для проведения Олимпиады в Фашистской Германии.
Тогда власти решили украсить спортивное сооружение скульптурами, имитирующими классические греческие и римские скульптуры и олицетворявшими ценности олимпиады: бежать быстрее, оттолкнуться дальше, прыгнуть выше, взлететь … снова и снова производить новые рекорды в преодолении инерции тела.
Но скульптуры, созданные в фашистской стране, несли немного другую, фашистскую философию, отражающую культ красивого и спортивного тела, полностью лишенного человеческих слабостей. Лица скульптур – это лица истинных арийцев, красивые, холодные, безэмоциональные и эстетически пассивные, немного надменные.
Интересно, что после войны разразилась сильная дискуссия вокруг этого стадиона, которая продолжается до сих пор: одни считают, что “храм” стал символ фашизма и его надо уничтожить, другие – что это культурное наследие, и стадион должен остаться. Тем не менее, скульптуры были сделаны настолько идеально, что никто не решился их уничтожить.
Художник попытался сбить с этих скульптур их демонический образ, дать их духу почувствовать свободу, дать им полетать – как голубям. Йенс Ульрих (Jens Ullrich) родился в Танзании в 1968 году, приехал в Дюссельдорф учиться в Академии художеств и так там и остался.