ВОЛШЕБНЫЕ обманки | Isabelle de Borchgrave

Платье 1_1

Бельгийская художница Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave) умеет превращать простую бумагу в драгоценные шелка, парчу, атлас, бархат и тончайшие кружева. Она делает исторические королевские костюмы из бумаги с такой иллюзорной точностью, что волшебные платья – обманки всякого убедят в том, что сшиты из роскошных тканей. Высокий титул графини, аристократическая ирония по отношению к жизни, тонкий вкус дизайнера и необыкновенное мастерство владения бумагой – вот те качества, которые сделали ее  саму и ее необычные работы не просто художественным курьезом, а заметным явлением искусства.

Платье 2

Платье 3

Платье 4

Платье 5

Платье 6

У Изабель де Боршграв идея бумажного платья, выполненного в технике тромплей (обманки), появилась в 1994 году, после посещения американской ретроспективы произведений Ива Сен-Лорана. Вместе с канадским модельером Ритой Браун они задумали воссоздать историю моды  с 17 века до наших дней и реализовали этот амбициозный проект.

Бумага была выбрана ими за то, что она  дешевая и при ошибке во время работы можно просто взять следующий чистый лист. Материал дает большие возможности по имитации разных фактур путем химических реакций, легко окрашивается в любые цвета, кроится, режется, имитирует кружево, вышивку и т.д. Позже, уже со своими помощниками, Изабель де Боршграв воссоздала историю моды через повторение исторических костюмов разных эпох, запечатленных на портретах великих художников прошлого. Такая масштабная и сложная задача потребовала не только огромного количества научных знаний по истории и моде, но и умения виртуозно работать в различных техниках живописи и графики. Бумажные платья де Боршграв расписываются ею вручную: маслом или акварелью, гуашью или углем, мелом или пастелью, а иногда и всеми видами техник сразу.

Платье 7

Платье 8

Платье 9

Платье 10

Платье 11

Туфли

Процесс создания одного костюма очень трудоемок. Сначала де Боршграв и ее команда с привлечением европейских историков ведут научные изыскания, чтобы понять, каким был тот или иной наряд. Затем она сама вместе с модельерами и художниками рисует эскизы костюма, потом закройщики делают лекала и наступает время экспериментов с бумагой, чтобы превратить ее в трехмерную драгоценность. Искусству графини подвластны костюмы самых разных эпох: от флорентийского Возрождения и времени королевы Елизаветы I Английской до рококо французской королевы Марии Антуанетты, костюмов «Русских сезонов в Париже» С. Дягилева и реконструкции подвенечного платья Жаклин Кеннеди от Юбера де Живанши. В своих нарядах де Боршграв не просто копирует исторические образцы, а передает дух и настроение эпохи через аксессуары (туфли, ленты, сумки, прически). Графиня и ее команда выпустили больше сотни платьев, которые в настоящее время выставлены в Версале, Санкт-Петербурге, Турине, Фениксе и, конечно же, в Брюсселе.

Огромная популярность среди модельеров и титул графини открыли перед дизайнером возможность одевать современных королевских особ. Так, она сделала тончайшую бумажную вуаль для бракосочетания Анн Мари ван Визел с принцем Карлом Бурбон-Парма, а бельгийская королева Фабиола блистала в бумажном платье работы Изабель де Боршграв на свадьбе испанского престолонаследника принца Филипе Астурийского.

Платье 12

Платье 13

Платье 14

Платье 15

Платье 16

Платья в саду

Сама художница считает, что ее путь к созданию бумажных шедевров начался в 1970-е годы, когда она, выпускница Королевской Академии изящных искусств по классу живописи, учила детей своих друзей рисованию, сидя в маленькой мансарде на брюссельской улице Саблон. Здесь, в легкой творческой атмосфере, в голове молодой художницы рождались собственные проекты по росписи тканей, украшению посуды, скатертей, салфеток и обоев. Постепенно от предметного дизайна де Боршграв перешла к историческим реконструкциям костюмов и к созданию бумажных скульптур для музеев.

Подвенечное платье для Жаклин Кеннеди от Юбера де Живанши. Реконструкция Изабель де Боршграв

Платье Джеки Кеннеди

Изабель де Боршграв за работой

Изабель де Боршграв

Еще работая с бумажным костюмом, модельер вновь начала делать предметы интерьера, но уже из плотных отделочных тканей, фарфора, керамики и бронзы.  Ее кованые стулья, бронзовые столы, тканевые подушки и керамические блюда отличаются изящным декором и яркими красками. Сегодня она сотрудничает с такими гигантами индустрии декора для дома и моды, как Target, Villeroy & Boch, Caspari и Hermès.

Бумажные платья работы Изабель де Боршграв – ее необыкновенно важный вклад в историю мировой моды и потрясающие произведения ручного труда, выполненные с необыкновенным вкусом и чувством стиля.

 

Текст: Мария Герасимова, кандидат искусствоведения

 

Петербурженку Асю Козину (Asya Kozina) называют художником бумажной пластики. Что именно  она создает: скульптуру, костюм или перформанс из бумаги? Она — мастер невероятно изысканного женского платья, вырезанного из обычной бумаги или ватмана.

Leave a Comment