Израильский скульптор Сигалит Ландау (Sigalit Landau) изобрела свою технику изготовления работ, погружая каркас предметов из папье-маше в воды Мертвого моря. Предметы перед погружением крепятся лесками или шнурами к деревянным или металлическим рамам. Весь перформанс тщательно документируется на фото и видео. Процесс кристаллизации соли на каркасе тоже постоянно снимается на видео и контролируется автором на специальном сайте через подводные мини-камеры. Когда вещь полностью покрывается соляной коркой, скульптор вынимает ее и выставляет на обозрение зрителей.
Мертвое море для Сигалит Ландау – не просто место, уникальное по своему целительному и экологическому значению. Для нее Мертвое море – место важных личных воспоминаний, где она часто бывала в детстве, вышла замуж за фотографа и соавтора Йотама Фрома.
Одновременно море – место Силы, планетарного, космического масштаба. По ее словам Сигалит Ландау, она выбрала это море, потому что именно здесь истина и духовность в какой-то мере «осязаемы». Отсутствие гравитации, иное преломление света в воде, единство красоты места и его пугающего бесплодия – вот то, что заставляет скульптора продолжать кристаллизовывать в нем свои знаки – воспоминания.
Как скульптор-концептуалист, Ландау убеждена, что Мертвое море меняет свойства погруженных в него предметов не только внешне, но и изменяет их внутреннюю сущность. Побывав в водах этого моря, вещи переходят в другую реальность, утрачивают предыдущее утилитарное значение и становятся знаками в новой вселенной. Балетная пачка, свадебное платье, туфли и даже скрипка – все они знаки иной вселенной, которые вернулись в нашу реальность.
С каждым предметом связана личная история скульптора, которая подробно задокументирована в виде текстов и фото в книге «Salt Years»(соленые годы). Книга посвящена 15-летию творчества Сегалит Ландау и подробно рассказывает о том, как она жертвует морю знаковые для себя вещи и море возвращает их преображенными. В этой жертве Ландау видит библейский смысл, отдавая морю часть себя самой. Так, балетная пачка – символ ее отказа от мечты стать балериной ради того, чтобы родители не расстались. Эта пачка, преображенная солью, – символ призрачных надежд, исцеленных морем.
Сигалит Ландау родилась в Иерусалиме в 1969 году, потом некоторое время жила в США и Великобритании. В 1990-е годы она окончила Академии искусства и дизайна Бецалеля в Иерусалиме. После полугодовой стажировки в Нью-Йорке, она постоянно живет в Израиле.
Перформансы Сигалит Ландау напоминают зрителям, что нужно уметь жертвовать чем-либо дорогим для тебя ради великой цели.
Текст: Мария Герасимова, кандидат искусствоведения.
Скульптор из Сан-Франциско Алексис Арнольд (Alexis Arnold) с самого своего окончания Института искусств заинтересовалась вопросам, что мы, люди, можем передать своим далеким потомкам. Размышляя над этим, она пришла к выводу, что лучше всего будет передавать им книги. Однако, чтобы книги смогли уцелеть на протяжении веков, ей нужно было придумать, как их сохранить. Алексис решила, что прекрасным консервантом для книг станет соль.