Гигантские по размерам land-art-объекты можно рассмотреть только с высоты птичьего полета. Они подобны кругам-агроглифам на английских полях . Главное их отличие в том, что снежные гиганты – реальное дело «ног» Саймона Бека (Simon Beck). Геометрические рисунки в виде пересекающихся линий, колец и ромбов художник “вытаптывает”, проходя десятки километров на обычных снегоступах по снежной целине, среди белых горных вершин, по понятной только ему траектории.
Про его жизнь можно сказать: “Так сложились звезды”. Однажды картограф по профессии, работавший по специальности, купил цифровой фотоаппарат. Потом были часы сидения в Photoshop, увлечение горами, случайная покупка снегоступов. Все это сошлось в один день, когда, забавы ради, он заменил тренировочное восхождение на гору хождением по сугробам около домика в горах, в котором жил. Тогда он “вытоптал” простенькую звезду, которая ему очень понравилась с высоты второго этажа и стала первой в громадном списке его арт-инсталляций. С 2009 года снежный ленд-арт стал основным делом в жизни Саймона Бека.
Перед тем как одеть снегоступы, Саймон всегда проводит большую подготовительную работу. Выбирает место где-нибудь на берегу в Новой Зеландии или склонах швейцарских Альп. Главное условие – поверхность должна быть нетронутой и простираться на сотни метров. Потом на компьютере тщательно разрабатывает рисунок. Изучает прогноз погоды и выбирает “правильный” день.
Когда все продумано и подготовлено, начинается сам процесс. Саймон однажды подсчитал, что в час проходит приблизительно 5 000 шагов. Для картины, площадь которой равна футбольному полю, требуется 3 – 4 часа хождения. Большинство же картин равны трем футбольным полям.
Процесс протаптывания рисунка делится на три этапа. Первый, самый сложны этап, когда проходятся базовые линии. При этом художник специальными приборами тщательно проверяет траекторию своего движения. Затем делаются вспомогательные линии и, наконец, заштриховываются внутренние области рисунка. Самое сложное – это по несколько раз наступать в одни и те же следы, не нарушая их структуры и четкости всей картины. Усталость начинается после 7 часов непрерывной работы.
Для Саймона его инсталляции – не произведения искусства, а работа. По сути, ему приходиться выполнять одни и те же монотонно повторяющиеся скучные операции. Когда нет необходимости концентрировать свое внимание, он слушает музыку. Далеко не всегда ему удается завершить проект с первого раза. Если то, над чем он весь день работал, за ночь покрывается снегом, приходится начинать все с начала, проходя по той же самой траектории. Однако терпения художнику не занимать, а результат завораживает своей красотой!
Еще одни яркий представитель направления land-art, Энди Голдсворти (Andy Goldsworthy) – экстраординарный британский художник…