Современный китайский художник Лю Болин (Liu Bolin) ярко выступает против гнета Цивилизации, растворяясь при помощи искусного боди-арта в окружающем городе. Он стал первым всемирно известным фотографом и художником из Китайской народной республики, который смог активно и эффектно выразить свой протест, не произнеся ни слова.
Его творческий язык напоминает мимикрию хамелеона. Тот прячется от опасности, принимая цвет предмета, на котором сидит. Лю Болин же фотографируется на фоне городских зданий, остановок транспорта, витрин супермаркетов и модных гаджетов так, чтобы раскрашенные боди-артом тела его самого и команды практически сливались с фоном, перед которыми они стоят. Художник считает очень важным, чтобы человека все-таки можно было различить на фоне предмета или здания. Так он выражает мысль о том, что Индивидуальность постоянно подвергается уничтожению через социальные взаимоотношения с государством и повседневную жизнь, которую контролируют крупные компании по производству и продаже всего на свете. Молчаливое предстояние фотографа в кадре – безмолвный крик об опасности, подстерегающей Личность каждый день везде и всюду.
По мнению мастера, от разрушительного влияния Цивилизации ничто не спасает людей. Даже великое наследие искусства перестает возвышать Личность над реальностью, а становится продуктом потребления. Фотографии Liu Bolin на фоне всемирно известных полотен Леонардо да Винчи и Винсента Ван Гога – лаконичное и ясное подтверждение этой мысли. Он ставит глобальный вопрос перед всем человечеством, найдем ли в себе мы, обычные люди, силы и мужество противостоять Цивилизации? Сможем ли обрести свободу от внешнего контроля и наконец-то взять на себя ответственность за собственную судьбу? Пока на эти вопросы нет ответа даже у самого художника.
Зрители должны быть благодарны мастеру за то, что он задает столь важные вопросы, молча призывая каждого найти на них самостоятельный ответ. Однако, при всей сложности и трагичности социальных смыслов, работы фотохудожника очень яркие по цвету. Зрители как дети завороженно вглядываются в яркие краски и радуются, найдя спрятанную фигуру человека. Восторг узнавания приближает зрителя к художнику и глубже погружает его в проблему. Каждый понимает, что за яркой обложкой скрывает глубокий и совсем не радостный смысл. Детский восторг зрителя – начало понимания им того, что проблема Личность-Цивилизация вообще существует.
Лю Болин родился в провинции Шаньдунь, где получил прекрасное художественное образование в престижном колледже и степень бакалавра искусств. Затем он стал магистром в пекинской Центральной академии искусств. Его юность пришлась на начало 1990-х годов, когда Китай совершил свой технологический рывок в экономике и достиг стабильности в политическом развитии. «Википедия» утверждает, что толчком к появлению молчаливого протеста как основной темы творчества художника, стал снос пекинской деревни художников Суо Цзя Кун в 2005 году. Сам художник в разных интервью не подтвердил и не опроверг это предположение. Как бы то ни было, мастер – один из немногих, кто осознал беззащитность Личности перед Цивилизацией и решил показать ее миру через свои фотографии.
Яркая гражданская позиция Лю Болина показывает, что подлинный художник всегда был, есть и будет выразителем настроений и надежд своего поколения.
Текст: Мария Герасимова, кандидат искусствоведения.
В работах лондонца Джонти Хурвица (Jonty Hurwitz) изобретение эпохи Ренессанса переплетается с современными технологиями. Художнику удается создавать деформированные фигуры, смысл которых становился очевиден только при отражении в цилиндрическом зеркале.