Фотограф из Санкт-Петербурга Эдуард Гордеев разворачивает перед нами настоящую лирическую историю о городе и людях, живущих в нем. Он стал популярен в Интернете, благодаря серии «В городе дождь», показавшей, как изменяется городской пейзаж при смене погоды.
Мастер тонко передает ощущение легкой грусти и отстраненности, которое возникает у человека, смотрящего на уличный дождь из уютного дома. Город у него удивительно преображается. В дымке дождя растворяется все обыденное и остается вечная красота старинной архитектуры. Первый план фото – стекающие по стеклу капли воды. Их ритм и расположение создает вибрацию воздушной среды, напоминающую нам о картинах французских импрессионистов. Отдельные капли складываются в мазки дождя, затем они – в стекающие потоки, которые заставляют фотографию мерцать. Ощущение живописности работ неслучайно, фотограф стремится передать через этот прием пульс города, изменчивость его среды и внутренний ритм, который скрыт от беглого взгляда. Проникая за этот занавес дождя, мы видим панораму старинного города или фрагмент старой улицы. Ритм архитектуры захватывает нас и влечет в глубину, где как акцент обязательно есть высокое здание, останавливающее наш взгляд и возвращающее нас обратно, за стекло первого плана. Такое построение кадра очень близко классическому городскому пейзажу в живописи.
Эдуард Гордеев говорит в интервью о влиянии на его работы живописи известного современного мастера Леонида Афремова. Несомненно, что манера работы Афремова динамичными цветными мазками, текучесть и вибрация форм созвучны кадрам Гордеева. Однако, если сравнить их изображения ночного Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, мы увидим значительную разницу. На полотне Афремова крупное изображение собора занимает почти все пространство. Его мощь и торжественный ритм колонн подчеркиваются справа вертикалями фонарей. Свет фонарей и освещение колонн собора распределяются по всех картине и создают общее равномерное освещение. Работа живописца – гимн Исаакиевскому собору.
Фотограф Гордеев поступает иначе. Для него Исаакиевский собор – часть городской панорамы. Он расположен в глубине кадра и служит той самой вертикалью, которая останавливает взгляд и возвращает на первый план. Впереди мы видим стройную женскую фигурку с красным зонтом, которая уходит от нас. Ее движение подчеркивается линиями дорожной разметки, уходящей вглубь. Мастер тонко выстраивает направление движения нашего взгляда по кругу: от девушки с зонтом к памятнику императору слева, затем к собору и через колоннаду Астории справа, опять к девушке. Красный зонт, огни машин, подсветка зданий и фонари – все подчинено этому движению. Его работа – не гимн Исаакиевскому собору, а романтический ноктюрн, посвященный любимому городу, где собор – важная нота, но одна из нескольких.
Эдуард Гордеев – не коренной петербуржец, как можно подумать. Он родился в Улан-Удэ и увлекся фотографией, переехав в Санкт-Петербург. Гордеев окончил профессиональную фотошколу, но считает фотографию своим хобби и способом сохранить впечатления о запомнившихся местах.
Иллюзии дождя в фотографиях Гордеева – возможность остановить мгновения, которые он считает прекрасными, достойными быть сохраненными навечно.
Текст: Мария Герасимова, кандидат искусствоведения
В работах американской художницы Александры Пакулы (Alexandra Pacula) поражает невероятный калейдоскоп красок и вихрь жизни, которым пронизана ночная жизнь мегаполисов.