Сюрреалистические скульптуры канадки Эллен Джуветт (Ellen Jewett) – отражение ее философского взгляда на мир как на произвольное единство реальных объектов. Скульптор наглядно показывает взаимное проникновение форм растений и животных, чтобы передать подвижность, многослойность нашего мира и показать внутренний, скрытый мир другой реальности.
Джуветт утверждает, что единство несочетаемого в природе проявляется через внешнее и внутреннее движение форм живых объектов. Ее задача состоит в том, чтобы с максимальной точностью зафиксировать сами объекты и все стадии их взаимного проникновения, наглядно проиллюстрировать процесс. Скульптор изобрела собственную технику создания работ и дала ей научное обоснование. В процессе создания вещи, она следует за природой. Как биологический объект развивается из маленькой частички, вырастая изнутри наружу, так и работа Джуветт постепенно растет путем наращивания тонкого слоя глины на легком металлическом каркасе. Все делается только в ручную и только из экологически чистых материалов, чтобы таким путем вдохнуть в материю жизнь. Никаких токсичных материалов – таков лозунг мастера! Большое значение она придает и рукотворности вещей, оставляя на глине отпечатки своих пальцев.
Проволока гнется, слой глины наращивается, – так скульптор точно следует анатомическому строению животных. Однако, в эту точность сюрреалистически вплетаются цветы, листья, стебли растений, будто прорастая сквозь биологическую оболочку и выходя за грань реальности. Как же естественно и непринужденно идет на глазах зрителей этот процесс! Ощущение сна и иной реальности усиливают натуралистичная раскраска скульптур и инкрустация глаз животных стеклянными вставками. Осьминог превращается в волны, черепаха становится островом, панда на пеликане несет на себе пагоду – так перед нами оживает иная реальность, сон, объединяющий зверей в иной мир.
Философский смысл работ Эллен Джуветт требует от нее глубоких знаний не только искусства скульптуры, но и анатомии животных. Скульптор с юных лет одинаково увлекалась искусством и биологией, создавая трехмерные объекты из природных материалов в Мархеме-Онтарио. Затем она получила степени бакалавра и по антропологии, и по изобразительному искусству в Университете Макмастера (2007 год). Далее был поиск своего художественного языка, совмещенный с работой в области медицинской иллюстрации, изучением поведения экзотических животных. Параллельно энергичная Джуветт вела детскую анимационную студию. Эллен никогда не перестает учиться новому, чтобы расширить свои творческие возможности. Недавно она получила еще два диплома, снова совместив искусство и науку: дипломы Халибертонской школы искусств и Университета Гвельфа.
Работы Эллен Джуветт – тонкий и изысканный сплав реальности и фантазий, отражающий хрупкость нашего мира и невероятные глубины иной реальности, скрытые за ним.
Текст: Мария Герасимова, кандидат искусствоведения
Аки Иномата (Aki Inomata) — современная художница из Японии. В 2010 году она представила проект «Why Not Hand Over a “Shelter” to Hermit Crabs?» («Почему бы не дать укрытие ракам-отшельникам?»). Используя технологию 3D-моделирования, Аки Иномата создала для раков стеклянные «дома-раковины».