Турецкий художник и фотограф Эрдал Инчи (Erdal Inci) как настоящий художник очень тонко ощущает пульс времени. В своих работах серии «Циклические СЕЛФИ» он мастерски предвидел тот факт, что в современном мире целые массы людей под влиянием катаклизмов снимутся с насиженного места и пойдут искать лучшей жизни. Фотограф запечатлел момент тотального перемещения людских масс из одной точки в другую. В этом цикле фотографий действует бесчисленная армия клонов самого художника, которые все вместе совершают похожие действия.
Результат их движения – фото в формате GIF – может быть немного комичным, иногда удивляющим, а иногда и пугающим, но всегда запоминающимся. Именно такого эффекта добивается художник. Для него самое главное, что его работы не оставляют людей равнодушными.
Для Эрдала Инчи фотографии – GIF-ки являются визуальной видеозаписью музыки. Художник однажды задал себе вопрос, почему музыка так затрагивает чувства слушателей?
Ответ он нашел в бесконечном повторении орнаментальных линий знаменитого восточного узора – арабеска. Бесконечное движение и повторение линий и ритмов арабеска важны для всего восточного искусства, включая музыку и танец.
Рассматривая природу музыки с точки зрения физики, он увидел не только звуковые волны, но и бесконечное повторение каждой музыкальной ноты в одном произведении в разных формах и понял, что мог бы сделать то же самое в видео и на фото.
Определив характер и частоту вибраций звуковых и световых волн в музыке, художник синхронизировал их с помощью метронома. Подобный метод отсылки к колебаниям звука придает работам художника еще более концептуальный характер.
Эрдала Инчи составляет из клонов небольшие фрагменты продолжительностью в 1-2 секунды и, записав их в “петлю”, он практически создает макет вечного движения. Художник надеется, что его “петли” вызовут в зрителях внутренний отклик, похожий на то, что испытывают люди, слушая гармоничную мелодию. Мастер сделал из себя человека-шаблона, подобного ноте в музыке. Применив принцип арабеска к самому себе, Инчи создал из “человека-шаблона” визуальную графическую линию, точно также, как из нот складывается мелодия.
Одетый в черный балахон, “человек-шаблон” двигается по улицам города, создавая одинаковую “армию клонированных роботов”.Часто «человек-шаблон» держит в руках огни или какие-нибудь другие атрибуты для усложнения хореографии движения. Иногда эти предметы прячутся или становятся практически незаметными тенями для придания интриги действию.
Фоном для его работ служат узнаваемые города мира. Древние стены Стамбула и современные кварталы Берлина становятся декорацией для мини-спектаклей талантливого художника, где здания создают контраст с происходящим возле них действием.
В самом начале своего творческого пути, в процессе разработки концепции своих визуальных зарисовок, мастер отказался от использования массовки из-за сложности бюрократического согласования и трудоемкости самого процесса. Ведь пришлось бы каждый раз получать разрешение муниципалитета на сбор большого количества людей в публичном месте, потом собирать этих людей в нужном месте с 3 до 5 утра (когда улицы еще пустынны), одевать в одинаковую одежду, а главное заставлять людей синхронно двигаться по заданным траекториям.
Эрдал Инчи сразу для себя решил, что для творчества ему нужны только камера со штативом, все остальное он будет делать сам, он будет и актером, и режиссером, и хореографом, и редактором, и стилистом, и фотографом, и компьютерным дизайнером.
Для съемки он использует только одну камеру, установленную на штативе. Процесс съемки проходит быстро, а редактирование может занять от несколько часов до 10 дней – это зависит в первую очередь от того, попадают ли в кадр случайные прохожие или животные. Все ненужное из каждого кадра он убирает вручную.
В результате мы получаем фото- или видео-мелодию, которая, вторя бесконечности арабеска, показывает нам, как плотно движутся массы людей-клонов. Мы можем наблюдать их движение, но нам неведом его конец и неизвестно, будет ли он вообще.
Всем известно, что книга — лучший подарок, а то, что в срез страниц фолианта можно спрятать произведение искусства (и не одно!) Вы знали?