Владимир Зарубин к своим открыткам относился как к маленьким сказкам в рисунке. Сначала он некоторое время «обкатывал» сюжет в голове, а потом быстро переносил видение на бумагу и… по нескольку раз перерисовывал, добавляя и убирая детали…
Жизнь художника Владимира Ивановича Зарубина начиналась как в сказке. Жил был на Орловщине инженер-путеец, и было у него три сына: старший сын тянулся к механизмам, средний любил поэзию, а младший Владимир проявился в рисовании.
Владимир с детства любил зверушек и птиц. В 5 лет изобразил бегущую лошадь, у которой из-под хвоста сыпались “яблоки”, да так, что рисунок односельчане с хохотом передавали друг другу из рук в руки. Отец поощрял увлечение сына, приносил книги по живописи, а главное у него была громадная, по тем временам, коллекция открыток – более 5000 экземпляров!
Сказка закончилась в 1941 году. Старшие братья ушли на фронт. Орловщина была оккупирована, а 17 летний Володя угнан в Германию на работы. Несколько лет рабского труда на заводе в Руре были наполнены голодом, издевательствами и страхом быть расстрелянным.
В 1945, когда советские войска освободили территорию Германии, Владимир поступил на службу в армию. После демобилизации, в 1949 году, была работа художником на одном из Московских заводов, курсы художников-мультипликаторов и годы работы аниматором в «Союзмультфильме».
Первую почтовую открытку Зарубина напечатали в начале 60-х. С одной стороны его открытки сразу стали любимы советским народом, с другой – оригинальность работ художника принесла ему сложности на худсоветах. Тогда работу художника разбирали с позиции соц. реализма. Члены комиссии никак не могла понять, как собака может ходить на двух “ногах”, а ежик быть в сапогах… От многих открыток художнику приходилось отказываться.
Открытки Зарубина были настолько популярны, что люди перерисовывали их в стенгазеты и для оформления витрин. За 30 лет было выпущено более 1 588 270 000 открыток и конвертов. Но случилась перестройка… Художник оказался беззащитным перед тенденциями, которые происходили в обществе. В начале 90-х, когда полки магазинов пустовали, появились кооперативы и реклама начала сметать все на своем пути, открытки с добрыми зверушками вдруг оказались никому ненужными. Некоторое время художник пытался сотрудничать с маленьким издательством, где ему платили небольшие деньги. Он продолжал рисовать даже тогда, когда ему перестали платить. Но когда однажды ему по телефону сообщили, что фирма “разорилась”, пожилой человек пережить этого не смог…
Практически к каждой работе итальянской художницы Вероники Миноззи (Veronica Minozzi) подходят слова, которые сказал Лис из аллегорической сказки о Маленьком принце: мы в ответе за тех, кого приручили.
Какая трагическая судьба и какие прекрасные открытки! Помню и люблю их с детства.
Любимые открытки целого поколения!