Бывало, что ему отказывали от участия в выставках традиционных акварелистов, под предлогом того, что его “акварель – НЕ АКВАРЕЛЬ” из-за неожиданных сочетаний приемов и материалов. А сам австралийский художник Джон Ловетт (John Lovett) не понимает, зачем ограничивать себя, когда существует так много интересных методов и материалов, красиво сочетающихся между собой – это все равно, что музыку играть только на фортепиано.
Джон Ловетт родился в 1953 году в Австралии, в семье профессионального художника, поэтому перед ним никогда не стоял вопрос, чем заниматься в жизни. Он считает себя счастливым человеком, который зарабатывает на жизнь тем, что ему нравится. Это уже не просто работа, это – образ жизни. Бывают взлеты и падения, одни картины становятся признанными, другие – нет.
С одной стороны, ему нравится австралийская глубинка с ее эффектными цветами и древними выветренными текстурами. С другой – архитектура, культура и история Европы.
Именно контраст между двумя совершенно разными культурами и стал основой его творчества. 2 – 3 месяца в году художник проводит за границей, и примерно столько же – в отдаленных районах Австралии.
Но больше всего ему нравится работать в своей студии: управляемый свет, привычное окружение, отсутствие отвлекающих факторов и любимый кофе – главные стимулы творчества.
Иногда картина появляется спонтанно, в течение нескольких часов, иногда занимает несколько дней. Ему нравится закончить картину на 90%, затем отложить в сторону на некоторое время. Вернувшись к ней, потягивая пиво, слушая музыку, он смотрит на картину свежими взглядом и ищет слабые места. Если изменения нужны – делает их.
Впервые Джон увлекся акварелью около 30 лет назад. Тогда он использовал акварель для эскизов – больше как способ сохранения информации. Но после того, как перестал контролировать акварель и научился работать с непредсказуемыми потеками и разводами, он был покорен.
Сначала художник обычно решает, где разместить основную композицию сюжета – где будет точка максимально сильных цветов. Затем начинает искать ее форму, чтобы усилить впечатление, и заставить глаз возвращаться к ней.
А затем создает вторичные точки интереса, чтобы приостановить глаз, пока он путешествует по всей работе. Главное, чтобы вторичные точки не конкурировали с основной и не создавали путаницу.
Художник использует контраст между областями с высоким уровнем детализации и абстрактным фоном – эффект, усиливающий визуальное воздействие картины на зрителя.
Первый набросок всегда довольно прост и экономичен. Это всегда прямые, уверенные линии, которые потом часто остаются в рамках готовой работы. Джон делает их углем, чернилами или пастелью. В процессе работы он тщательно следит, что происходит, стараясь не упустить момент, и сохранить легкость наброска.
Параллельно старается уменьшить ощущение абстрактности основы. Он не акцентирует внимание на границе, где кончается рисунок и начинается живопись – одно плавно перетекает в другое.
В своей работе он использует выверенную палитру, где самые важные цвета – золото и индийский желтый. Именно они создают ощущение прозрачности и влияют на оттенок всей картины, добавляя удивительное звучание в палитру художника.
При подмешивании в темные краски – не создают ощущения грязи. Иногда он может увлечься другим цветами, поиграть с ними какое-то время, но потом все равно возвращается к своей излюбленной палитре.
Ловетт использует только протестированные краски, что делает его картины долговечными. Процесс тестирования новых красок, чернил, пастели, карандашей очень простой, но длительный. В центре бумажного листа художник рисует галочки каждого цвета около сантиметра в ширину и пяти сантиметров в длину.
Далее лист разрезается по центру – одна половина прячется в темное место, а другая крепится к внутренней стороне окна под воздействие солнечных лучей. Через шесть месяцев две части листа сравниваются – краски, которые выцвели или изменили тон, художник в работе не использует.
Картины Ловетта выглядят так, как если бы получились случайно, будто они нервно нарисованы суетливым художником. Но на самом деле Джон – перфекционист, и картина никогда не покинет студию, пока он не будет доволен результатом на все сто процентов.
Акварелист Уэс Во (Wes Waugh) из Северной Каролины пишет нетронутую цивилизацией природу, которая его поразила во время многочисленных восхождений в горы, в сплавах на каноэ и на долгих рыбалках.