живое СОКРОВИЩЕ ПЕРУ | Maximo Laura

дух леса

Перуанское ткачество имеет тысячелетнюю историю. Неизвестные художники прошлого вкладывали в свои работы глубокий философский смысл, тайные знания о строении космоса и вселенной. Через стилизацию и символизм они рассказывали мифы и реальные исторические события, изображая человека, мифологических существ, рыб и птиц.

Перуанец Максимо Лаура (Maximo Laura) – потомственный ткач в пятом поколении. Он создает уникальные гобелены в местных этнических традициях, при этом добавляя современную эстетику.

За высочайшее качество работы и за заслуги в популяризации местного искусства ЮНЕСКО и правительство страны присвоило Максимо титул «Живое сокровище Перу». Сам художник относится к этому с улыбкой, для него главное – не быть заспиртованным в банке.

Maximo_Laura

Maximo_Laura

Maximo_Laura

Maximo_Laura

Таким ярким явлением в культуре страны Максимо стал не случайно. Его отец был ткач со своей мастерской и коллекцией книг “гроссмейстеров” мира живописи. Это вдохновляло Лауру много рисовать и учиться ткать гобелены.

Возможно, из юношеского протеста Максимо пытался отойти от семейных традиций и пойти своим путем. В начале 80-х он даже поступил  в университет Лимы на факультет испанской литературы.

Но у каждого человека своя судьба, и ничего в жизни не случается просто так. Столкнувшись со студенческим безденежьем, он не пошел работать официантом, а вспомнил о семейном ремесле и начал ткать простенькие коврики на продажу. В работах того периода  преобладали линейные конструкции, чуть позже появились тематические сюжеты.

Все изменилось после того, как Максимо случайно попал на выставку работ аргентинского художника по текстилю Кела Кремаши. Увиденное поразило его и укрепило в решении посвятить свою жизнь традиционному искусству предков.

При этом Лаура решил ввести в традиционное ткачество инновационный дизайн, расширить цветовую палитру и ввести новые технологии. Процесс создания заставил Максимо быть одновременно и дизайнером, и колористом, и художником. Он начал экспериментировать с технологией плетения и окрашивания ниток.
Maximo_Laura

Maximo_Laura

Maximo_Laura

буйство красок

Maximo_Laura

Maximo_Laura

Не прошла даром и учеба в университете: Лаура начал сознательно изучать перуанскую мифологию, культуру и искусство, уходящие корнями в древние цивилизации, особенно доколумбовые цивилизации чавин, паракас и наска.

Сейчас Максимо создает гобелены, опираясь на мифы андов, их философию трехмерного мира и классические символы: змею (Уку Пача) – символ смерти и подземного мира; пуму (Кай Пача) – символ среднего мира, жизни человека и земли; кондора (Ханан Пача) – символ верхнего мира богов.  Используя древние символы, Максимо дает им новые интерпретации, добавляя современные нотки через абстракцию, геометричность и красочность. В своих гобеленах художник часто зашифровывает историю инков и мифологические сюжеты.

Самое удивительное, что образы перуанского художника очень похожие на образы Пермского Зверинного стиля, существовавшего на территории Пермского края. Там также присутствует концепция 3-х миров. Даже образы жителей этих миров похожи, только пермские образы выплавлены из бронзы. Древние цивилизации с одной философией мира!

 Maximo_Laura

Maximo_Laura

Maximo_Laura

Maximo_Laura

 

Maximo_Laura

Maximo_Laura

Maximo_Laura

У Лаура своя студия в Лиме с несколькими горизонтальными и вертикальными ткацкими станками. Работа над гобеленами делится на три этапа: до ткацкого станка, на станке, а также после.

Сначала Максимо тщательно прорабатывает сюжет будущего гобелена, создает схему, продумывает колористику и технологию работы. Потом готовятся нити, соответствоующие картине. Для своих изделий художник использует только натуральные материалы, чаще всего шерсть альпаки или хлопок. Главное условие, чтобы нити были гладкими на ощупь, не тянулись и хорошо держали краситель.

Процесс плетения гобеленов очень медленный, поэтому в мастерской работает команда талантливых помощников. Гобелены ткутся по авторской методике Максимо.

Когда гобелен закончен, он срезается, на обратной стороне ставися клеймо худомжника и присваивается каталожный номер.

Уже в середине 80-х Лаура стал активно продвигать традиционное перуанское искусство в мире. Он ведет постоянную исследовательскую деятельность в тесном контакте с единственным в мире южноамериканским центром текстильного искусства. Максимо систематизировал свои знания и занимается просветительской деятельностью: семинары, конференции, консультации и оказание технической помощи художникам по текстилю, модельерам, студентам и широкой общественности как в Перу, так и за рубежом.

Художник не боится делиться с людьми своими знаниями и умениями. Он всегда ставит перед собой цели, превышающие его возможности, но именно это дает ему ощущение полноты жизни. Максимо верит в жизнь, как в прекрасную возможность самореализации. Он создает вещи вне времени – на века!

Leave a Comment