Женский протест как 3 закона диалектики В МЕТАЛЛЕ | Cal Lane

ажурные лопаты

Однажды Кэл Лейн (Cal Lane) прочитала эссе чешского архитектора Адольфа Лооса, написанное в начале 20-го века. Там говорилось о функционализме и простых, геометрических формах в архитектуре. Лоос выступал против декоративности стиля модерн, называя орнамент преступлением, и призывал к ликвидации орнаментов из дизайна полезных предметов.

Работа, написанная почти 100 лет назад, вызвала протест в душе Кэл, а это привело к созданию ее странной ажурно-металлической коллекции. Когда-то искусство существовало для того, чтобы украсить быт человека, увести его в мир возвышенного от тяжестей жизни и бытовых неурядиц. Мы же живем в интересное время, когда искусство старается что-то обнажить, доказать, а при возможности вывернуть наизнанку, довести обычное до абсурда. Иногда это вызывает отвращение, иногда изумление, а порой умиление.

Кэл постоянно приходится защищать свои творения, поэтому о своей работе она говорит часто, много и замысловато. Ей нравится играть роль адвоката визуального дьявола, используя для этого противоречие, как средство нахождения своего пути к образу, создавать гармонию, сталкивая противоположности.

женщина со сварочным аппаратом

ажур

бочка в интерьере

чайник со свистком

Борец в пачке не менее абсурден, чем сочетание рациоанальности и иррациональности в работах художницы. А по сути все работы Кэл выстроены в соответствии с тремя законами диалектики.

Так, первый закон о единстве и борьбе противоположностей гласит: каждый объект имеет противоположные стороны и свойства, которые дополняя и отрицая друг друга, служат причиной развития объекта. Кэл берет за основу мужское начало в виде грубых, обыденных, металлических предметов и, за счет внесения женской, воздушной, кружевной легкости, возводит объекты в ранг высокого искусства.

Второй закон диалектики гласит о переходе количественных изменений в качественные. Так, взяв неэстетичные предметы (канализационные трубы, бочки), имеющие большую прочность за счет монолитности своих поверхностей, Кэл странным образом умудряется за счет большого количества дырочек и отверстий визуально смягчить жесткость исходных объектов.

Третий закон отрицания гласит: чтобы получить что-то новое, надо непременно изменить старое. И Кэл делает это, совместив технологичную работу мужскими инструментами и свою врожденную женскую утонченность. Она находит деликатное сочетание старого ржавого железа с замысловатыми цветочными мотивами. 

арт объекты

инсталляция

бочка для ландшафтного дизайна

ширма

мусорный бак

ограда

Новое – это хорошо забытое старое. Именно за счет винтажных завитков и мифологических персонажей Кэл дала новую жизнь обыденным предметам.

Цикл развития – как виток спирали: после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне предыдущая ступень. Сравнение и противопоставление находятся в центре творчества Лейн: уютная красота и холодная, суровая природа металла, избыточное легкомыслие и темная сторона жизненных реалий.

Все творчество художницы парадоксально: женские и мужские ассоциации играют друг против друга, промышленное производство объектов противопоставляется их ремесленной обработке, эфемерные конструкции выступают против долговечности материалов, объекты создают удивительную игру света и тени на окружающих поверхностях пола и стен, а Кэл нарушает все гендерные стереотипы.

стильные тележки

ажурная полоса

инсталляция из металла

красота металла

Кэл Лейн родилась в Галифаксе, Новая Шотландия, а выросла в Saanichton, Британская Колумбия. Она получила диплом колледжа искусств в 1994 году по живописи, а потом второй по скульптуре в колледже искусств и дизайна в Новой Шотландии в 2000 году. В 2004 – закончила Государственный университет в Нью-Йорке, где и живет и работает по сей день.

В своих инсталляциях она для контраста добавляет позади своих эфемерных конструкций грязь на полу при помощи кружевной скатерти. Вопреки социальным стереотипам о женщине и ее роли, Кэл Лейн выступает против этих социально-культурных ожиданий, манипулируя материалами нехарактерными для них способами, показывая столкновение между проклятьем и божественным.

Своими работами Лейн доказала, что орнамент больше не преступление, а свидетельство творческих возможностей женщины.

Leave a Comment